25 Апреля 2019

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации реализует мероприятия по мониторингу формирования функциональной грамотности.

Международные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям.

Основной причиной невысоких результатов российских учащихся 15-летнего возраста (выпускников основной школы) является недостаточная сформированность у учащихся способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями — поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов.

Данная причина в основном связана с особенностями организации учебного процесса в российских школах, его ориентации на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в демоверсии или банки заданий ОГЭ и ЕГЭ. Следует также отметить недостаточную подготовку учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов.

Решить проблему повышения функциональной грамотности школьников можно только:

— при системных комплексных изменениях в учебной деятельности учащихся;

— переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века» — функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных стратегий поведения в различных ситуациях.

В связи с этим, одной из задач Министерства Просвещения становится разработка учебно-методических материалов для организации учебного процесса, направленных на формирование у учащихся навыков, необходимых выпускникам школ для активной жизни в современном обществе, а также организация мониторинга формирования способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач (функциональной грамотности). Это актуальное для реализации задач, поставленных президентом РФ, направление включает разработку национального инструментария и технологии оценки функциональной грамотности, а также проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся.

Целью проекта является проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся.

Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования российской системы образования. Все материалы (например, учебно-методические), которые будут разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности, после доработки по результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования.

Разработчиками проекта являются специалисты ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») и региональных центров оценки качества образования (Московского центра качества образования, Центра оценки качества образования Красноярского края). Руководитель проекта — Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», к.п.н.

В Тверской области в мониторинге функциональной грамотности примут участие пятиклассники и семиклассники десяти образовательных организаций.

Основа разработки инструментария — материалы международного исследования PISA, при этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области. Направления функциональной грамотности: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная и финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление. Тестирование будет проходить на компьютерах в режиме онлайн.Всего в каждом варианте работы 4 блока, связанных с разными составляющими функциональной грамотности. Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации.

В рамках подготовки к проведению мониторинга функциональной грамотности 3 апреля 2019 года на базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ ИСРО РАО) состоялось совещание региональных координаторов мониторинга, в ходе которого были освещены как содержательные аспекты данного исследования, так и организация проведения исследования в регионах России. В совещании приняли участие представители 23 регионов. Среди них представители руководства институтов развития образования, директора и ведущие специалисты региональных центров оценки качества образования, представители региональных органов управления образованием. В совещании приняли участие представители Тверской области — директор государственного бюджетного учреждения Тверской области «Центр оценки качества образования» (ГБУ ТО ЦОКО) Елена Владимировна Лошкарева и начальник информационно-аналитического отдела ГБУ ТО ЦОКО Ирина Васильевна Белокурова.

На совещании были рассмотрены вопросы, связанные с содержанием работ по функциональной грамотности мониторинга, организацией и проведением апробации инструментария и технологии

В Тверской области проведение тестирования пятиклассников и семиклассников намечено на 14-15 мая. В рамках подготовки к исследованию 22 апреля 2019 года ГБУ ТО Центром оценки качества образования было проведено региональное совещание для школьных координаторов и специалистов по ИКТ. На совещании присутствовали 19 человек из всех десяти образовательных организаций.

С приветственным словом о значении участия образовательных организаций Тверской области в апробации инструментария, новом взгляде на формирование функциональной грамотности и особенностях заданий выступила директор ГБУ ТО ЦОКО Елена Владимировна Лошкарева.

Об организационных аспектах проведения мониторинга функциональной грамотности в образовательных организациях Тверской области рассказала начальник информационно-аналитического отдела ГБУ ТО ЦОКО Ирина Васильевна Белокурова.

Участники совещания приняли активное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов.

СПРАВОЧНО

PISA — международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment), оценивается сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD — Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование, — «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».



Вернуться к списку