Об участии Тверской области в международном исследовании PIRLS-2021
Международное исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования.
Исследование проводится один раз в пять лет. В 2021 году проводится пятый цикл исследования; предыдущие циклы проходили в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах. Исследование PIRLS будет проводиться в апреле-мае 2021 года. В исследовании участвуют около 60 стран мира, в РФ — 43 региона.
Цель участия нашей страны в этом исследовании — получить ответы на ряд вопросов:
• Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?
• Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?
• Произошли ли какие-либо изменения по сравнению с предыдущими циклами исследования?
• Любят ли читать учащиеся четвёртого класса?
• Как семья способствует развитию грамотности?
• Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?
• Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и, если да, в чём заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?
По результатам PIRLS-2016 российские школьники заняли первое место. Результаты исследования PIRLS-2021будут официально объявлены в декабре 2022 года.
Координатором проведенияисследования PIRLS в России является Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор). Проводит исследование Федеральный институт оценки качества образования совместно с Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования.
Региональным координатором в Тверской области определен ГБУ ТО «Центр оценки качества образования».
Участниками исследования от региона стали 6 образовательных организаций, это: МБОУ СОШ № 18, МБОУ СОШ № 34 и МОУ СОШ № 46 г.Тверь, МБОУ Лицей № 15 г.В.Волочек, МБОУ СОШ № 3 г.Нелидово, МОУ Горютинская СОШ Калининского района.
Отличием данного цикла исследования PIRLS является переход на компьютерное тестирование. Для обеспечения сравнимости результатов с результатами предыдущих циклов тестирование одновременно проводится как на компьютерной, так и на бумажной основе: в четырех ОО тестирование будет проводиться на компьютерной основе, а в двух — на бумажной основе в специальных тетрадях.
В соответствии с программой исследования дополнительно будет проведено анкетирование обучающихся, учителей и администрации школы, а также родителей обучающихся. Полученные данные позволят выявить факторы, влияющие на качество образования в России, сравнить содержание образовательных стандартов, разрабатываемых в нашей стране, с требованиями, предъявляемыми к образовательным результатам в разных странах.