Региональный обучающий семинар «Формирование функциональной грамотности – приоритетное направление совершенствования российского образования» прошел в ГБУ ТО «Центр оценки качества образования»
Центр оценки качества образования Тверской области 12 декабря провел региональный обучающий семинар «Формирование функциональной грамотности – приоритетное направление совершенствования российского образования».
Целью семинара было обсуждение проблем формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Тверской области, в рамках реализации основных направлений федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование».
Задачи семинара:
1. Дать общее представление о функциональной грамотности, ее формировании и оценке.
2. Познакомить с инновационным федеральным проектом Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» и результатами участия в нем образовательных организаций Тверской области.
3. Представить опыт работы общеобразовательных организаций по формированию метапредметных образовательных результатов.
4. Определить перспективные задачи и направления деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся региона на период до 2024 года.
В работе семинара приняли участие Наталья Николаевна Скворцова, заместитель Министра образования Тверской области, начальник управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования Тверской области, Елена Владимировна Лошкарева, директор ГБУ ТО ЦОКО, заместитель директора ГБУ ТО ЦОКО Татьяна Васильевна Чистова, Ирина Васильевна Белокурова,, начальник информационно – аналитического отдела ГБУ ТО ЦОКО, Ирина Александровна Моторнова, заместитель директора ГБОУ ДПО ТОИУУ по повышению квалификации и переподготовке, а также 80 представителей из 36 муниципальных образований.
Семинар проводился для специалистов муниципальных органов управления образованием, муниципальных координаторов проведения оценочных процедур, специалистов муниципальных методических служб, - руководителей образовательных организаций. Также на семинаре присутствовали школьные координаторы федерального проекта «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности».
Открыла семинар Елена Владимировна Лошкарева, которая поприветствовала участников и озвучила цели и задачи совещания и подчеркнула значимость обсуждаемых вопросов.
Наталья Николаевна Скворцова еще раз отметила важность и актуальность обсуждаемых проблем, а также вручила благодарности Министерства образования Тверской области за обеспечение успешного проведения в регионе апробации инструментария мониторинга формирования функциональной грамотности региональным координаторам, а также школьным координаторам и директорам образовательных организаций, которые участвовали в апробации.
Елена Владимировна Лошкарева рассказала участникам семинара о концепции международного мониторингового исследования PISA, об инновационном проекте Министерства просвещения РФ по оценке функциональной грамотности, об общих подходах к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, о задачах по подготовке региона к участию в российском исследовании PISA. Также Елена Владимировна отметила, что всем работникам системы образования региона необходимо ознакомиться с документом «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся», утвержденным совместным приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 6 мая 2019 года №590/219.
Основные направления функциональной грамотности представила Татьяна Васильевна Чистова. В ходе выступления она познакомила участников семинара с вариантами заданий по математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям и креативному мышлению, рассказала об особенностях формирования и подходов к оценке каждого направления. В заключение Татьяна Васильевна рекомендовала участникам семинара источники информации по обсуждаемым вопросам.
О читательской грамотности как важнейшем компоненте функциональной грамотности рассказала Ирина Васильевна Белокурова. В своем выступлении она на примерах показала основные проблемы обучающихся при выполнении заданий по этому направлению, а также познакомила присутствующих с основными выводами по итогам регионального исследования сформированности метапредметных результатов, проводимого в региона в течение 5 лет. «Даже самый лучший учитель не сможет в одиночку решить задачу формирования у обучающихся функциональной грамотности. Поэтому один из эффективных путей решения проблемы видится во взаимодействии всех учителей – предметников и их совместная работа» - заключила Ирина Васильевна.
В прениях выступили представители образовательных организаций г. Твери, которые поделились наработанным положительным опытом работы по формированию читательской грамотности обучающихся.
В выступлении Толмачевой Елены Викторовны, учителя истории, обществознания из МОУ Многопрофильная гимназия №12 г. Твери рассмотрены методы и приемы, развивающие умение обучающихся работать с текстом и информацией на уроках истории и обществознания.
Возможностями межпредметной интеграции как средства формирования функциональной грамотности поделилась Фаламина Надежда Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №17 г. Тверь.
Воронова Елена Евгеньевна, директор МОУ Гимназия №8 описала систему формирования метапредметных умений, которая разработана в МОУ Гимназия №8.
Опытом участия в апробации инструментария МФГ и впечатлениях детей, участвовавших в проекте, поделилась Маякова Елена Анатольевна, заместитель директора по УВР МОУ СОШ №15. «Надо думать» - процитировала она мнение семиклассников, высказанное после выполнения работы.
О повышении квалификации учителей по формированию у обучающихся функциональной грамотности и программах, предлагаемых Тверским институтом усовершенствования учителей рассказала Моторнова Ирина Александровна, заместитель директора ТОИУУ по повышению квалификации и переподготовке.
На семинаре были предложены и обсуждены рекомендации по перспективным задачам и направлениям деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций в части формирования функциональной грамотности обучающихся региона на период до 2024 года
По окончанию семинара были подведены итоги, участники семинара имели возможность задать интересующие их вопросы, поделиться мнениями и дать свои предложения по внедрению и использованию результатов деятельности. Семинар получился насыщенным и полезным. Участники и организаторы семинара отметили актуальность предложенного материала, большой объём интересной и разнообразной информации.
- PISA-2018 Краткий отчет
- Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» (№4(61) том 1 2019)
- Вестник образования №14 июль 2019_Ковалева Г.С. На пути решения стратегических задач
- Вестник образования №16 август 2019_Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о ФГ
- Методология и критерии оценки качества общего образования