10 Июля 2020

9 июля 2020 года состоялось обсуждение вопроса о проведении итогового сочинения в 2020 году. Обсуждение прошло в дистанционном режиме. Инициаторами встречи стали Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов и Наталья Дмитриевна Солженицына.

Общий тон встречи был задан выступлениями С.С.Кравцова и Н.Д.Солженицыной.

Сергей Сергеевич отметил ту большую роль, которую сыграло введение сочинения: дети стали больше читать, стали более образованными и конкурентоспособными. Кроме того, для закрепления этой позитивной тенденции, было введено минисочинение в ЕГЭ по русскому языку, а также устное собеседование в 9 классе как допуск к ОГЭ. То есть выстроилась единая система, единая линейка формирования грамотной образованной личности. Пандемия внесла свои коррективы, дети учились дистанционно. Вместе с тем, в этот трудный период и дети, и родители стали больше читать.

Наталья Дмитриевна Солженицына выразила свою обеспокоенность по поводу трудностей введения новой модели итогового сочинения в декабре 2020 года. Она отметила,что, к сожалению, не удалось полностью пройти учебную программу по литературе в минувшем учебном году из-за пандемии, кроме того, возможна вторая волна заболеваемости, в связи с чем предложила взять паузу на 1 год и не проводить итоговое сочинение в 2020 году.

Вопрос судьбы итогового сочинения стал целью обсуждения.

Первой слово взяла Людмила Васильевна Дудова, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки, председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», отметившая позитивную роль итогового сочинения не как экзамена по русскому языку или литературе, а как оценки формирования метапредметных компетенций школьников в соответствии с ФГОС. Она согласилась с позицией С.С. Кравцова и Н.Д.Солженицыной не торопиться с введением новой модели сочинения. Было отмечено, что за годы проведения сочинения, значительно расширился список используемой литературы, в том числе выходящей за рамки школьной программы. Дистанционный формат обучения не помешал проведению международных и всероссийских конкурсов сочинений, представительство наших школьников в них стало значительным.

В обсуждении приняли участие представители 11 регионов: Республики Дагестан, Республики Татарстан, Волгоградской, Ульяновской, Саратовской, Ярославской, Тверской, Тамбовской, Рязанской, Хабаровской области, г. Москвы. Практически все выступавшие признали огромную роль, которую сыграло введение итогового сочинения, и указали на нежелательность отмены даже на год этой формы оценки сформированности метапредметных компетенций выпускников, чтобы не нарушить сложившуюся систему. Прозвучали мысли о постепенном введении новой модели после широкого обсуждения и апробации, о возможном внесении изменений в критерии оценки сочинения, об изменении формата проведения и другие.

От Тверской области выступила кандидат филологических наук , преподаватель Тверского государственного университета и Академической гимназии имени П.П. Максимовича Екатерина Игоревна Абрамова. Она поддержала мнение коллег о необходимости проведения итогового сочинения в 2020 году при соблюдении всех противоэпидемических мер. Одновременно отметила, что ученики готовятся к сочинению на протяжении всего периода обучения, а не только в 11 классе, поэтому им так важно увидеть результаты своего многолетнего труда.

По итогам обсуждения С.С.Кравцов поблагодарил всех участников и выступавших, подчеркнул важность проведения таких обсуждений для достижения консенсуса. Одновременно отметил, что в нынешней обстановке при принятии решений приоритетом является здоровье детей и учителей.

Вернуться к списку