5 Июня 2020

Федеральное агентство новостей: «Музаев рассказал о проведении ЕГЭ в России в эпоху коронавируса»


ГЭ подтверждает статус олимпиад

— Анзор Ахмедович, президент Владимир Путин на совещании 21 мая назвал ЕГЭ эффективным механизмом объективной оценки знаний. Означает ли это, что в ближайшие годы в сфере образования не будут поднимать вопрос об изменении формата экзаменов?

— Еще до выступления президента России прошло совещание, которое инициировало Министерство науки и высшего образования РФ. Глава Российского союза ректоров Виктор Садовничий на этой встрече заявил то, что можно считать дополнением к высокой оценке, которую дал глава государства.

Процитирую его слова: «Несмотря на то, что я — не большой сторонник ЕГЭ, сегодняшняя ситуация показала, что без ЕГЭ мы не сможем проводить качественный, объективный прием и набор в высшие учебные заведения».

Есть простой пример с оценкой знаний по итогам олимпиад. Мы ежегодно заседаем при Совете ректоров, и могу сказать, что постоянно по итогам этой работы часть олимпиад из перечня, дающих льготы при поступлении, уходит.

— По какой причине?

— Мы сравниваем статистические данные и смотрим результаты победителей олимпиад по тем же предметам ЕГЭ. И «вычищаем» те олимпиады, чьи призеры потом не набирают и установленный минимум по тем же предметам на ЕГЭ. На олимпиаде нет ни камер, ни контроля, ни наблюдателей — как определяется победитель? Он настоящий или нет? Как и медалисты…

Помните, в прошлом году появился указ по медалистам: чтобы получить золотую медаль, надо по двум предметам (по каждому из них. — Прим. ФАН) получить как минимум 70 баллов. Такая же ситуация с олимпиадами. Если ты гений физики, ниже 70 баллов ты не можешь физику сдать — это подтверждение твоих знаний.

— Получается в контрольных измерительных материалах есть сложные задачи?

— Да, в ЕГЭ есть задания повышенной сложности, по сути материалы олимпиадного уровня, а остальные — обычные, которые должен уметь выполнять любой, освоивший школьную программу. Так вот, не может быть такого, что гений-победитель олимпиад решает все задания уровня олимпиады, но не справляется с материалами обычной школьной программы. В этом вопросе у нас полный консенсус с Советом олимпиад, и мы решили результат по олимпиадам подтверждать результатами ЕГЭ.

Если не проводить ЕГЭ в этом году, как предлагалось некоторыми, то мы должны понимать, что не сможем обеспечить отбор в вузы действительно наиболее подготовленных выпускников, в том числе не сможем объективно определить уровень медалистов и призеров олимпиад.

Вступительные без ЕГЭ: благо или пережиток?

— Были и такие заявления: надо отказаться от ЕГЭ (провести экзамены по старой форме), и пусть вузы организуют экзаменационные кампании сами: у них, мол, все работает в историческом формате. Как вы относитесь к подобным вещам?

— Заявить — одно, организовать процедуру — совершенно другое. Сейчас в базе зарегистрировано почти 800 000 человек, которые в этом году планируют сдавать ЕГЭ. Понятно, что есть люди, которые только для аттестата выбрали русский язык и математику, но 750 000 человек заявились на три экзамена и более. Очевидно, что они собираются в вузы.

Нас укоряют в том, что раньше без ЕГЭ было лучше. Хорошо, возьмем приемную кампанию тех лет. Это приемный комитет, который должен по каждому предмету собрать комиссию. Мы проводим ЕГЭ для 800 тысяч человек ежегодно и не хотим ограничить право поступающих подавать документы в пять вузов, а внутри вуза — еще по трем направлениям.

Мы можем вернуться к старой схеме, и тогда люди будут лишены права выбирать, у них снова будет одна попытка поступления в один вуз. Как думаете, сейчас родители и дети, которые прожили последнее время в режиме самоизоляции, надеялись, готовились два года к экзаменам, — как они воспримут эту «благую весть»?

Нам говорят: давайте оставим это право. Тогда, как думаете, сколько будет продолжаться приемная кампания, если абитуриенты будут сдавать экзамены во все вузы по очереди? Это тысячи приемных комиссий вузов, тысячи экзаменационных часов. Мы даже в течение учебного года не смогли бы провести зачисление в вузы.

Популизм в режиме онлайн

— Почему бы не перевести ЕГЭ в режим онлайн?

— Давайте поговорим о технологиях. В частности, о прокторинге (система, позволяющая следить за тестированием или экзаменом в онлайн-режиме. — Прим. ФАН). Что сейчас на входе на экзамен? Паспорт показал. Это машина сравнивает? Нет — специальный эксперт. Смотрит на фото паспорта и пропускает на экзамен.

Если проводить в режиме онлайн, то объективность оказывается под вопросом. Маленькая фотокарточка на экране и похожий студент — это может лишить права на заслуженное бюджетное место того выпускника, который действительно учился.

ЕГЭ в той форме, в которой он существует сейчас, создал равные возможности. Понятно, что такие темы, как ЕГЭ онлайн, сразу попадают в топы, но никто подводных камней не видит, не обсуждает.

— Получается, что те, кто сейчас критикуют ЕГЭ и предлагают другие формы, занимаются популизмом?

— Я по-другому это назвать не могу. Я многих коллег знаю, не хочу их обижать — но такой период сейчас, когда уважаемые люди из сферы образования вместо того, чтобы успокоить людей, начинают вносить элемент беспокойства…

Горячие линии для выпускников и родителей

— Раньше проводились горячие линии, где свои вопросы по проведению ЕГЭ могли задать выпускники и учителя. В этот раз они планируются?

— Да, сейчас мы рассматриваем даты. У нас дважды в неделю проходят совещания по подготовке к ЕГЭ. Горячие линии и так работают, но ближе к экзаменационной кампании, во второй половине июня, проведем сессию «вопрос-ответ» в прямом эфире.

Сейчас все население научилось работать в Zoom, Skype, телемосте, так что, думаю, вопросов от людей еще больше будет. Мы проведем такое мероприятие для участников экзаменов, родителей учеников, для руководителей пунктов проведения ЕГЭ, отдельная конференция будет со всеми организаторами. Устроим серию массовых разъяснительных мероприятий. График опубликуем на наших ресурсах, заранее предупредим всех.

— В каком формате проведете встречу для родителей?

— Скорее всего, во «ВКонтакте». Большинство школьников у нас там обитают, так что смогут посмотреть с родителями вместе.

Аттестаты выдадут всем

— Важное изменение в этом году: аттестаты выдадут на основании итоговых годовых оценок, а не ЕГЭ. Значит ли это, что те, кто ЕГЭ не сдадут, не смогут поступить в вузы? Или просто потом досдадут ЕГЭ, когда решат получить высшее образование?

— В этом году у нас 692 тысячи выпускников текущего года, из которых порядка 48 тысяч выпускников изначально выбрали для сдачи ЕГЭ только русский язык и базовую математику для получения аттестата. Они могут и не сдавать единый госэкзамен, потому что если выпускник в этом году хочет получить среднее профобразование на базе 11 класса, то он имеет право сделать это только с аттестатом. Все остальные, которые планировали поступать в вузы, будут сдавать ЕГЭ.

Количество лиц, заявившихся на ЕГЭ-2020, составляет 783 267 человек, из них 74 808 выпускников прошлых лет. Но точную картину мы увидим после процедуры проведения ЕГЭ.

Сейчас мы не ограничиваем ребят в регистрации на экзамены. Базовая математика проводиться не будет, а вот на русский язык придут многие, ведь результаты ЕГЭ действительны четыре года. Человек ничем не рискует: он может сходить, получить хороший результат, и если через год-два надумает поступать в вуз, то одним экзаменом у него будет меньше.

— А те, кто точно собрался в вузы?

— Кто собирается поступать в высшие учебные заведения, знают перечень экзаменов для поступления — он был опубликован до 1 октября. У нас нет ни одной специальности, где бы не учитывался при приеме русский язык, потому подавляющее большинство заявившихся на ЕГЭ из 800 000 — 750 000 как минимум — будут сдавать русский язык. Все остальные предметы — по убывающей: профильная математика, обществознание… Поэтому пришлось русский язык развести на два потока: экзамен будет проводиться два дня.

По поводу правил приема в вузы: были дискуссии насчет того, чтобы оставить по два предмета — в надежде провести быстрее экзаменационную кампанию. Но оказалось, конструкция ничего не меняет. Мы сомневаемся в том, что ребенок, который выбрал четыре экзамена, не пойдет все их сдавать. Мало кто из абитуриентов ограничивал бы себя в возможностях, которые ему открывает дополнительный экзамен. Потому решили не менять никакие правила, кроме дат.

Но подчеркну: это не желание Минпросвещения или Минобразования, это связано с эпидемиологической ситуацией.

— Раньше минимальные баллы ЕГЭ для получения аттестата об окончании школы составляли 24 балла по русскому языку. Кроме того надо было сдать базовый ЕГЭ по математике, набрав не менее трех баллов из пяти возможных. Математику уже отменили. А вот для поступления в вуз нужно было уже 36 баллов по русскому языку, а по математике — не меньше 27. В этом году что-то изменилось?

— Те пороги для вузов, которые были приняты ранее, пока сохраняются, но могут быть снижены. Однако мы думаем, что выпускники этого года, наоборот, хорошо сдадут ЕГЭ. Мой оптимизм не все коллеги разделяют (смеется). Надеюсь, что я окажусь прав.

Конечно, мы можем внести корректировку, и вице-премьер Татьяна Голикова нас просила иметь это в виду. Так что ждем первого экзамена и смотрим на результат. Будем сравнивать с прежними годами. Если не будет серьезных аномалий, то смысла менять распоряжение нет.

И еще один момент. В этом году Минобразования объявило, что будет на 30 тысяч бюджетных мест больше. Мы ожидаем, что из-за этого средний балл поступивших на бюджетные места снизится.


Пандемия привела к новым рекомендациям для ЕГЭ

— Рособрнадзор ежегодно перед стартом ЕГЭ рассылает в регионы методички или рекомендации. В этом году методической работы больше или меньше?

— Работы прибавилось. Часть писем с разъяснениями уже ушла в регионы на прошлой неделе, часть — в доработке. В этом году ситуация из-за пандемии постоянно меняется. Что дают методические рекомендации: они снимают те вопросы, которые вы в том числе задаете в ходе нашего интервью. У регионов есть много вопросов, и они ждут разъяснений, на что же опереться. Когда вопросы по той или иной проблематике зашкаливают, мы обобщаем опыт и отправляем ответ в виде рекомендаций.

В этом году ситуация нетривиальная для всех, нетипичная. Соответственно, рекомендаций таких будет больше. Они касаются всего, в том числе санитарных требований, рассадки детей. Практически каждый шаг экзамена расписан. Но мы не прописываем для всех единое правило, ведь все школы разные, в разных географических и климатических условиях, с разным количеством детей.

Дать единое для всех правило — значит кому-то удружить, а кого-то подставить. Мы даем унифицированную рекомендацию, а школа и муниципалитет выбирают ту модель, которая им подходит. Эти рекомендации — не умозаключения сотрудников, которые сидят в кабинетах Рособрнадзора или Минпросвещения. Мы изначально собираем вопросы с мест, а потом формируем пожелания, которые учли в обращениях из всех 85 субъектов.

— Поясните, что это за история с пробным экзаменом? Информация об этом наделала столько шума, выпускники, а также их родители все на нервах. Что это значит, перед настоящим ЕГЭ еще и пробно сдать экзамен?

— Вы правы, информация про пробный экзамен нервирует бедных выпускников и их родителей. Но информация была неверно трактована. Это экзамен не для выпускников, а для нас — организаторов процесса.

Это все необходимость — в течение весны и в июне мы не хотим проводить апробации (у нас ежегодно около шести всероссийских апробаций). Мы апробируем технику, проводим обучение персонала, рассказываем нюансы проведения ЕГЭ, проверяем программное обеспечение.

Да, мы можем сейчас начать это делать и подвергнуть учителей дополнительному риску. Но мы хотим июнь переждать, чтобы все окончательно успокоилось. И в преддверии экзаменов все еще раз проверить на пробном экзамене без детей.

— То есть пробный экзамен пройдет без выпускников?

— Это экзамен для взрослых. Для организаторов, медицинских работников, силовых структур, которые обеспечивают безопасность проведения экзаменов. Это проверка работы техники, ее готовность. Экзамен на отработку нестандартных ситуаций.

Например, раньше медработники в кабинете сидели, а теперь им предстоит стоять на входе в аудиторию и мерить температуру, заставлять входящих в помещение дезинфицировать руки. Это экзамен для организаторов ЕГЭ, которые раньше линейку перед школой организовывали перед экзаменом и затем заводили выпускников в аудитории, а сейчас это будет совсем иной формат.

И надо понимать, что дети не виделись два-три месяца и готовы броситься друг другу в объятья. Придут на экзамен, и им захочется общаться, а этого нельзя допустить. Поэтому и нужны разъяснения, чтобы все было без проволочек.

Президент России четко сказал: в первую очередь это безопасность детей, и наша задача — ее обеспечить. От этого наш экзамен по срокам не растянулся. С пробным экзаменом или без пробного — разница всего в один день. То есть мы не удлиняем процесс и заканчиваем экзамены 25, а не 24 июля, как планировалось ранее.

В августе мы планировали начать 3 августа и закончить 10 августа, но на межведомственном совещании руководители вузов попросили нас постараться закончить экзамены пораньше. И мы это сделали — ужались на два дня, до 8 августа. Эти дни пойдут на качественный отбор абитуриентов, на формирование списков поступивших и т. д.


ЕГЭ — уже давно не «угадайка»

— Каждый год от довольно известных людей мы слышим критику ЕГЭ. Вам есть, что ответить?

— Сейчас убираем в сторону громкие заявления политических деятелей: они как правило не знакомятся с ежегодными демо-версиями, не сдают экзамены. Эти люди не знают, в каком виде сейчас существует ЕГЭ. Они до сих пор считают, что это выглядит как тест-угадайка, а на экзаменах все списывают.

Давайте говорить про интересантов: учителей, выпускников и их родителей. Эта заинтересованная аудитория ежегодно ждет начала учебного года, когда в Сети публикуются демоверсии контрольных измерительных материалов (КИМ) по всем предметам. Эта традиция не нарушается много лет, и мы надеемся, что и в этом году, несмотря на все сложности работы в режиме онлайн, не нарушится.

С 1 сентября, момента публикации КИМ, у всех желающих есть два месяца, чтобы высказать замечания или пожелания по конкретному предмету или заданию. За последние два года поступало не более 90 замечаний и предложений по всем предметам в целом. Больше всего, 15 реплик, касались профильной математики. Остальное — по пять-шесть замечаний на 20 заданий внутри каждого экзамена.

Теперь сравним с данными 2014 года, когда мы только начали проводить эту работу: шесть лет назад поступило 36 тысяч замечаний по порядку проведения и содержанию ЕГЭ!

Мы не просто фиксировали замечания, мы прислушивались к мнению учащихся и профессионалов и выработали новую модель проведения ЕГЭ. Вся страна: учителя, профессорско-преподавательский состав, работники вузов, родители, ученики — все принимали участие в этой работе. Сейчас замечаний к модели и качеству проведения ЕГЭ, как таковых, нет. Мы живем не в период эксперимента, это уже наше настоящее.

— Что же делать с теми, кто критикует?

— Когда голословно утверждают, что ЕГЭ — это плохо, мы таким критикам показываем КИМ. Честно скажу: интересно бывает смотреть на удивленное лицо. Некоторые находят мужество признать, что критиковали напрасно и некомпетентно высказывались по вопросу.

— Анзор Ахмедович, вы включены в состав Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Собирался ли совет в новом составе, какие у него цели и задачи и когда планируется следующая встреча?

— После включения меня в этот совет не было еще совещания, и дата пока не определена. Я, как многодетный отец, очень заинтересован поучаствовать в этой работе. Не только как чиновник, но прежде всего как родитель.


11.jpg

Пандемии коронавируса удалось повлиять на проведение единого госэкзамена в этом году, но не отменить его. Можно ли будет списать в аудитории с помощью маски, как открытое окно способно обнулить результат теста и когда сольют в Сеть варианты ЕГЭ-2020? Об этом Федеральному агентству новостей рассказал временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.

ФАН публикует первую часть большого интервью с врио главы Рособрнадзора.


За учениками в масках будут следить

— Анзор Ахмедович, из-за дополнительных мер безопасности в этом году выпускникам на ЕГЭ будет еще сложней со шпаргалками?

— Не успели мы выпустить методические рекомендации на этот счет и даже заикнуться, как увидели в Сети карикатуры: сидит ученик на экзамене, оттянул маску, а там шпаргалка, и он списывает ответ.

Если говорить серьезно, то у нас уже прошло совещание по проведению единого госэкзамена, где мы обсуждали ситуацию с масками. Решили, что регионы на свое усмотрение будут требовать ношение масок на ЕГЭ. Но у нас есть родители, которые переживают за здоровье своих детей, и их право мы не можем ограничивать: многие дети придут со своими масками.

Мы сейчас решаем, как сделать так, чтобы обеспечивая безопасность детей, не создавать льготных условий для ребят, которые попытаются этим воспользоваться в нечестных целях.

— Маски — самая главная угроза?

— Кроме масок есть и другие наши проблемы: микронаушники, различные микрофоны. Впрочем, использование спецсредств можно заметить в ходе видеонаблюдения. Если наблюдатель в режиме онлайн видит определенную картинку, отмечает движение губ или то, что выпускник все время говорит во время экзамена, то он может сигнализировать в экзаменационный пункт. Тогда уже общественный наблюдатель может оперативно подойти и выяснить, что происходит, не отрывая при этом человека от экзамена. В особо редких случаях мы сразу понимаем, что происходит нарушение.

22.jpg

Форс-мажор «открытое окно»

— Что еще может произойти, из-за чего человек останется без результатов экзамена?

— Все риски мы отрабатываем заранее, обсуждаем с коллегами. Но кроме рисков, связанных с утечками информации, есть и, казалось бы, смешная, на первый взгляд, проблема.

Вот представьте. Жаркий июль, в большинстве школ нет кондиционеров, потому что дети летом не учатся. В аудиториях душно, и во время экзамена часто открывают окна. Резкий порыв ветра приводит к тому, что работы учеников, как осенние листья, разлетаются по всей аудитории. И они начинают их собирать.

Но проблема в том, что все бланки, за исключением основного, где стоит фамилия, обезличены, на них только штрих-код. Чисто визуально сложно определить, чья это работа. Это может определить только машина, которая обрабатывает результаты экзамена.

Эта история — форс-мажор, который называется «открытое окно». Ежегодно бывает несколько аудиторий, где бланки уносит ветром, и из-за этого мы не можем получить нормальный результат. Помните письмо в «Простоквашино», где Дядя Федор начал писать об одном, а потом Шарик и Кот Матроскин продолжили о другом? В жизни это не так весело, потому что машина выдает винегрет из работ нескольких участников, приходится аннулировать результаты экзамена и переводить их на повторную сдачу в резервные дни.

— Придумали, что с этим делать?

— Эти риски в нынешнем году постараемся учесть. Прогноз на июль известен: обещают жаркое лето. Окна будут открыты, и мы акцентируем внимание на то, что рассадка должна быть организована подальше от окон. Все эти нюансы нам придется доводить до каждого организатора.

33.jpg


«Живопырки» уходят в прошлое

— С каждым годом сокращается число сайтов, которые предлагают якобы решенные задания ЕГЭ, но оказываются фальшивыми. Как в этом году обстоят дела с мошенниками?

— Эти так называемые «живопырки» ежегодно активизируются дней за десять до основной волны экзаменов. Сейчас еще рано их мониторить, к тому же такие ресурсы живут не больше года. Да и выпускник у нас пошел матерый, его не проведешь. Надо быть абсолютно неподготовленным человеком и не уверенным в своих силах, чтобы надеяться в Интернете найти настоящие варианты ЕГЭ.

Я лично отслеживал много ресурсов, которые предлагают купить варианты тестов, в том же «ВКонтакте» например. На каждое такое предложение в комментарии приходят школьники и разоблачают аферистов.

Могу с уверенностью сказать, что большого спроса на эту историю нет. Но хочу отметить, что ежегодно большое число публичных людей в период проведения ЕГЭ любят попиариться на этой теме и занимаются откровенным популизмом. В середине года эту тему никто не поднимает — никому не интересно. Она не пульсирует, как проблема. А в период экзаменов начинают бездоказательно муссировать тему утечек.

Не буду называть фамилии. Откровенно говорю: это популизм, и это нечестно по отношению к выпускникам. Люди пользуются переживаниями других и играют на этой волне.

— Рособрнадзор передает данные мошенников в полицию. Как думаете, в этом году большой будет список из нарушителей?

— Мы ежегодно отправляем список мошенников в МВД и продолжим эту работу. Также сигнализируем в Минкомсвязи РФ и Роскомнадзор, чтобы ведомства обратили внимание и помогли блокировать сайты мошенников и аферистов.


Часть аудиторий окажется вне взора камер

— Сдача экзаменов основного этапа в 2019 году полностью контролировалась с помощью видеокамер. В этом году также есть договоренности со всеми службами?

— В прошлом году мы побили рекорд — сто процентов аудиторий были оснащены камерами. В этом году сложнее: рассадка в аудиториях будет более свободная для соблюдения социальной дистанции между учениками, и если количество пунктов (школ) останется прежним, то число аудиторий может вырасти. Это мы с каждым регионом отработаем в индивидуальном порядке.

Нужно, чтобы это не сильно финансово нагружало всех. Понятно, что нужны средства на дезинфекцию, нужны дополнительные стимулирующие выплаты учителям, которые не в июне, а в июле, в отпускной месяц, будут проводить экзамен. Поэтому мы допускаем рост количества аудиторий, которые могут быть в офлайне.

Онлайн-аудитория — это удовольствие, требующее дополнительных расходов. Ближе к экзаменам мы будем четко знать, сколько таких аудиторий будет. К 20 июня будем готовы назвать точные цифры.

— Вы внедряли и курировали практику печати и сканирования экзаменационных материалов непосредственно в аудиториях перед учениками. Какой процент школ получает задания в таком формате? И остались ли школы, где задания передаются по старинке?

— Все задания передаются на электронных носителях: дисках или флешках — или по Сети. То есть файлы расшифровываются непосредственно перед началом экзамена, и задания распечатываются в аудиториях в присутствии участников.

В прошлом году было восемь регионов, куда доставляли материалы по Сети. В этом таких субъектов будет уже 18. Мы будем увеличивать число регионов, где внедряется новая система, и в течение нескольких лет полностью уйдем от электронных носителей — все будет передаваться по Сети.

— Есть ли какие-то ноу-хау для слежения за качеством выполненных работ на ЕГЭ, о которых мы не знаем?

— Конечно, есть достаточное количество невидимых обычному глазу технических средств, которые помогают собирать, анализировать информацию. Например, мы используем искусственный интеллект, который проводит анализ обработанных данных, изучает работы и позволяет максимально быстро выявить нарушителей.

В прошлом году почерковедческая экспертиза позволила выявить 23 человека, которые участвовали в ЕГЭ, а сочинение за них писал кто-то другой. В этом году таких ноу-хау, позволяющих определять, честно ли человек проделал работу или нет, будет еще больше.

44.jpg


Наблюдателям проведут тесты на антитела

— Что в этом году будет с институтом наблюдателей за ходом ЕГЭ? В связи с пандемией пустят ли их в школы?

— Мы сейчас как раз обсуждаем этот вопрос, как организовать работу наблюдателей: ситуация, сами видите, непростая.

Есть ряд регионов, где приезжих извне определяют на двухнедельный карантин. Будет эта норма через месяц действовать в субъектах федерации или нет — неизвестно. Есть список мест, куда мы в обязательном порядке поедем.

— Можете назвать, сколько таких регионов, куда точно поедут наблюдатели?

— Традиционно ежегодно определяем 15 регионов, куда направляются внешние наблюдатели. Они, как правило, меняются, но есть и те, что постоянно в этом списке. Отбор проводится по итогам анализа очередной приемной кампании: уже тогда мы понимаем, где внешний контроль необходим.

В этом году обсуждается идея отправить в регионы, нуждающиеся в серьезном наблюдении, не сто человек, как раньше, а всего нескольких специалистов. Они организуют качественную работу по подготовке наблюдателей из числа студентов местных вузов. Там, где во всех аудиториях есть камеры, будет вестись онлайн-наблюдение.

Сейчас мы изучаем ситуацию с добровольным тестированием на антитела, и постараемся отобрать взрослых с антителами, у кого есть высокая вероятность, что они не заболеют. По статистике, это 12–14% людей. Постараемся так провести отбор наблюдателей, чтобы не рисковать здоровьем сотрудников.



Источник: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=7343

Вернуться к списку